Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Экстенсивные и интенсив­ные моментыРазумеется, в реальной научной практике экстенсивные и интенсив­ные моменты зачастую переплетаются. Во время эксперимента исследо­ватель может обнаружить и описать какие-то дополнительные интерес­ные феномены, так что произойдет экстенсивный прирост материала. Или же, наоборот, во время наблюдения ученый постарается поместить объект в особые условия, чтобы вызвать какое-либо видоизменение в со­вокупности регистрируемых данных, углубить свои знания. В этом слу­чае ученый, оставаясь наблюдателем, уже начинает интенсифицировать исследование. В целом соотношение экспериментальной и наблюдатель­ной позиций — сложное, зависящее всякий раз от конкретных обстоя­тельств исследование. Следует понимать, что в чистом виде наблюдение и эксперимент представляют собой скорее идеализированные исследова­тельские стратегии, чем действительно протекающие виды научной практи­ки или предписания, которым исследователь должен педантично следовать. Однако эти идеализированные стратегии действительно воплощаются в ис­следованиях, причем в различных ситуациях, как правило, явно преобла­дает либо стратегия наблюдения, либо стратегия эксперимента. По тако­му преобладанию мы и квалифицируем ту или иную исследовательскую ситуацию. Так, изучение удаленных космических объектов мы, конечно, называем наблюдением. С другой стороны, проведение эксперименталь­ного лабораторного вмешательства с заранее поставленными задачами (скажем, проверка рабочей гипотезы), с четко определенными зависимы­ми и независимыми переменными максимально приближено к идеалу чистого эксперимента. Таким образом, наблюдение и эксперимент представляют собой идеали­зированные стратегии действий в реальных исследовательских ситуациях. Активность исследователя при наблюдении направлена на расширение, экстенсификацию эмпирических данных, а при экспериментировании — на ихуглубление, интенсификацию.