Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Идея многофакторного экспериментаВыход к более утонченной методологии, имеющей дело с комплекс­ным, принципиально неразделимым действием факторов, был осуществ­лен прежде всего под влиянием работ английского ученого Рональда Фи­шера (1890-1962), посвященных агробиологическим экспериментам 1925г. В сложных системах факторы, воздействующие на изучаемый объект, действуют не изолированно и не независимо друг от друга, как это предполагала концепция классического эксперимента, а довольно сложным, взаимосвязанным способом. Они зачастую сцеплены между со­бой таким образом, что попытка варьировать одну независимую перемен­ную автоматически приводит к некоему замысловатому изменению и дру­гих факторов. Это означает, что исследователю приходится иметь дело с особой комплексной организацией этих факторов. Кроме того, исследо­вателя может интересовать действие не изолированных факторов, кото­рое в реальности не встречается, а именно влияние различных возможных комбинаций факторов. Такая постановка вопроса характерна, например, для селекционных исследований. Какой же стратегии следует придержи­ваться экспериментатору в этом случае?

Идея многофакторного эксперимента (иногда используют упрощен­ное название факторный эксперимент) состоит в следующем. Исследова­тель может варьировать независимые переменные как комплекс, т.е. од­новременно сразу несколько; после серии экспериментов полученные результаты должны быть подвергнуты специальному статистическому анализу, где каждый участвующий фактор будет оценен по результатам всех опытов данной серии. Используя соответствующие схемы и обраба­тывая данные по особым статистическим методикам, позволяющим изу­чать эффективность совместного полифакторного воздействия (методики дисперсионного анализа), исследователь получает картину, отражающую вклад каждого фактора в изменяющихся условиях. В итоге эксперимента­тор имеет возможность изучать самые сложные комбинации факторов. Причем это осуществляется достаточно экономичным способом, т.к. ин­формативность экспериментов зависит в данном случае не от их количест­ва в серии, а от концептуальной организации исследований.