Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

НаблюдениеНаблюдение — один из методов эмпирического уровня, имеющий обще­научное значение. Исторически наблюдение сыграло важнейшую роль в развитии научного познания, т.к. до становления экспериментального естествознания оно было главным средством получения опытных данных. Наблюдение — исследовательская ситуация целенаправленного вос­приятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Существу­ет и наблюдение внутреннего мира психических состояний, или само­наблюдение, применяемое в психологии и называемое интроспекцией. Наблюдение как метод эмпирического исследования выполняет мно­жество функций в научном познании. Прежде всего наблюдение дает уче­ному прирост информации, необходимой для постановки проблем, вы­движения гипотез, проверки теорий. Наблюдение сочетается с другими методами исследования: оно может выступать начальным этапом иссле­дований, предшествовать постановке эксперимента, который требуется для более детального анализа каких-либо аспектов изучаемого объекта; оно может, наоборот, осуществляться после экспериментального вмешатель­ства, приобретая важный смысл динамического наблюдения (мониторинга), как, например, в медицине важная роль отводится послеоперационному наблюдению, следующему за проведенной экспериментальной операцией. Наконец, наблюдение входит в другие исследовательские ситуации как су­щественная составляющая: наблюдение осуществляется непосредственно в ходе эксперимента, составляет важную часть процесса моделирования на том этапе, когда проводится изучение поведения модели.

Структура наблюдения

Наблюдение как исследовательская ситуация включает:

1)  субъекта, осуществляющего наблюдение, или наблюдателя;

2)  наблюдаемый объект;

3)  условия и обстоятельства наблюдения, к которым относят конкретные

условия времени и места, технические средства наблюдения и теоретиче­ский контекст, поддерживающий данную исследовательскую ситуацию.