Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

План экспериментаПлан эксперимента — это определенная логическая схема, выбранная для достижения исследовательских целей. В англоязычной литературе также употребляется термин «дизайн» (design) эксперимента. Следует от­метить, что современная научная методология обеспечивает серьезную концептуальную поддержку стадии планирования эксперимента. Так, су­ществует специальная прикладная математическая дисциплина — мате­матическая теория эксперимента. Среди массы источников, посвящен­ных этой теме, достаточно указать на работы В.В. Налимова1, известного также своими философскими сочинениями. Математическая теория экспе­римента разрабатывает условия оптимального планирования исследова­ний. Она содержит ряд концепций последовательного эксперимента, мно­гофакторного эксперимента (вкратце описанного выше), рандомизации, оптимального использования факторного пространства и др. Эти теории совершенствуют стратегию исследователя, способствуют успешному до­стижению целей. Для иллюстрации назовем концепцию последователь­ного эксперимента, ее предложил в 1943 г. А. Вальд. Это пошаговая страте­гия, главной идеей которой является деление исследовательской задачи на последовательные этапы; при выполнении этой стратегии каждый после­дующий шаг исследования зависит от результатов анализа предыдущего шага..

Для нужд исследователей сейчас имеются специальные каталоги пла­нов эксперимента, в которых приводятся сравнительные оценки различ­ных экспериментальных дизайнов и даются рекомендации по их выбору в сответствии с конкретными условиями исследований. Но в любой ситуа­ции, использует ли исследователь готовые схемы экспериментов или сталкивается с каким-то особым случаем, требующим от него самостоя­тельного планирования, ведущим принципом на стадии разработки про­граммы опытов остается прекрасное правило французского физиолога и патолога Клода Бернара (1813-1878): «Нужно заботиться не столько об увеличении числа экспериментов, сколько о том, чтобы свести их к небольшому количеству решающих опытов». Проведение экспериментального исследования. Непосредственное проведение исследований является для экспериментатора наиболее на­пряженным, динамичным этапом работы, требующим от ученого инициа­тивности, быстроты реакции и внимания. Будучи включенным в режим экспериментирования, исследователь должен следить за поддержанием стандартных условий эксперимента, систематически регистрировать, оценивать, осмысливать происходящие события и их характеристики — их частоту, интенсивность, какие-либо количественные параметры и т.п.; оказывать, если это возможно, направленное воздействие на изучаемый объект, управляя независимыми переменными, варьируя и дозируя их. Разумеется, экспериментатор опирается на имеющийся у него план, но использует его с известной долей инициативы, т.к. вполне возможны не­ожиданные изменения ситуации.