Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Общее подразделение эмпирических методовМы переходим, начиная со следующего параграфа, к более подробно­му рассмотрению методов научного познания. Занимаясь вначале об­ластью эмпирических методов, мы разберем наблюдение, эксперимент, моделирование. Эмпирические методы, специфичные для гуманитарных наук, будут рассмотрены в соответствующем разделе. Необходимо заметить, что среди методологов науки нет единства в том, какие методы эмпирического уровня следует считать основными. Так, ча­сто предлагают рассматривать наряду с наблюдением и т.д. такие методы, как описание, сравнение, измерение. Однако такой подход затрудняет задачу классификации методов науч­ного познания. Дело в том, что в этом случае происходит смешение раз­личных оснований. Наблюдение, эксперимент и моделирование — это определенные формы взаимоотношений между субъектом и объектом. Это реальные исследовательские ситуации, которые возникают, а боль­шей частью активно создаются ученым в ходе научной деятельности. Каж­дая из таких ситуаций как бы располагает изучаемый объект в определен­ном ракурсе, под некоторым углом зрения. При этом указанные ситуации предполагают и определенный тип поведения самого исследователя. Уче­ный выступает в них, соответственно, как наблюдатель, экспериментатор, проектировщик и исследователь модели. Необходимо иметь в виду то, что в научной практике именно создание и обустройство самой исследователь­ской ситуации предшествует процедурам описания и т.п., ведь мы не смо­жем ни измерить, ни описать объект, если не находимся в режиме некото­рого организованного интерактивного отношения к объекту.

Что же касается таких понятий, как описание, сравнение, измерение, то они характеризуют способы структурирования научной информации, применяемые в той или иной исследовательской ситуации. Описание, сравнение, измерение выступают и как конкретные действия ученого, и как результат этих действий. Информация, полученная, например, в ходе наблюдения и т.п., может быть выражена, соответственно, в виде качест­венного описания, в терминах сравнения, в единицах измерения. Поэтому представляется не совсем удачным рассматривать описание, сравнение, измерение как отдельные самостоятельные методы эмпирического иссле­дования; они скорее являются необходимыми составляющими действий исследователя в той или иной познавательной ситуации.