Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Анализ и обобщение результатов экспериментаЭта стадия завер­шает экспериментальное исследование. Здесь исследователь проводит общий анализ достигнутых результатов. В ходе непосредственной экспе­риментальной работы часто трудно бывает уяснить суть происходящего, увидеть ее за сочетанием факторов и изменением переменных, а ведь для науки важны не эмпирические данные сами по себе, в чистом виде, а стоя­щие за ними смыслы, их теоретическая ценность. Именно осмысление проведенного исследования, т.е. содержательная интерпретация пер­вичного материала, и составляет задачу третьей стадии. Прежде всего ис­следователь оценивает сами полученные данные — насколько они отвеча­ют статистическим требованиям, не содержат ли они систематические ошибки и артефакты (искусственно произведенные лабораторные эффек­ты, не имеющие объективного значения). Далее исследователь производит сопоставление исходной гипотезы с полученными данными. В случае рас­хождения приходится решать вопрос либо о необходимости скорректиро­вать исходные теоретические положения, либо о достоверности эксперимен­тального исследования. Таким образом, исследователь принимает решение о дальнейшей экспериментальной деятельности: считать ли основную часть работы завершенной, а цель эксперимента— достигнутой, или провести до­полнительный сбор информации и перейти к планированию новой серии исследований, а работу считать неудачной и требующей повторного выпол­нения и т.п.

На этой стадии изучаемый объект как бы восстанавливается во всей полноте связей тех его отдельных сторон, которые были искусственно вы­членены и разделены в эксперименте. Исследователь должен обобщить по­лученные данные и сформулировать выводы, которые станут основой для последующих исследований. Следует отметить, что, хотя в нашем предыдущем изложении экспери­ментальное исследование было упрощенно представлено как линейная последовательность этапов, в реальности соотношение этих стадий меж­ду собой более сложное. Стадии экспериментального исследования не только логически связаны между собой, но и хронологически пересека­ются в реальной научной практике, часто плавно переходя один в другой, так что провести строгое разграничение этапов не всегда представляется возможным. Например, не такой уж редкой является та ситуация, когда ученый в ходе самого исследования оказывается вынужден менять его план и цели, т.е. возникает потребность пересмотреть стадию планирова­ния эксперимента. В целом экспериментальное исследование протекает скорее циклически.