Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

КультураНеобходимо отметить, что современные частнонаучные концепции наблюдения достигли высокой степени развития; они рассматривают наблюдение как сложный и специализированный исследовательский метод. Происходит сближение по ряду параметров современного наблю­дения с экспериментальным методом: современный наблюдатель часто применяет усложненные методики, решает трудные задачи, проявляет исследовательскую инициативу. В методологию современного научного наблюдения переносятся схемы экспериментального мышления исследователя. Это касается прежде всего гуманитарных наук, где одной из центральных методологических проблем является сочетание естественности условий изучения социальных и психо­логических феноменов с интенсивным, аналитическим стилем работы уче­ного, присущим именно экспериментальной деятельности. Так, под влиянием прежде всего работ американского психолога и мето­долога Дональда Кэмпбелла прижился особый термин квазиэксперименти­рование, означающий использование логики эксперимента в неэкспери­ментальных ситуациях (Кэмпбелл Д., Стэнли Док. «Экспериментальные и квази-экспериментальные дизайны исследований», 1963). В разработан­ных Д. Кэмпбеллом схемах квазиэкспериментальных исследований приме­няется специальное планирование, подвергающее разбору совокупность факторов, которые влияют на изучаемое явление, используются заим­ствованные из экспериментирования методики анализа и интерпретации полученных данных, отделения существенных факторов от несуществен­ных, проводится изучение причинно-следственных связей, корреляцион­ный анализ.

В круг тем, обсуждаемых в методологии современного науч­ного наблюдения, входят вопросы, связанные с возможностью создания контролируемых и воспроизводимых условий наблюдения, темы валидности, достоверности, верифицируемости, обобщаемости получаемых данных, задачи адекватной структуризации и теоретической интерпрета­ции эмпирического материала. Итак, важнейшей особенностью современных тенденций в методо­логии наблюдения является использование в ситуациях наблюдения различных методов интенсификации, углубления опытного материала, получаемого в традиционно неинтенсивных областях научных исследо­ваний. В целом наблюдение как методологическая проблема имеет комплекс­ное содержание, включающее множество аспектов — физиологических, психологических, социальных, инструментально-технических, логиче­ских, содержательно-теоретических. Наблюдение как общенаучный ме­тод исследования имеет исторические заслуги, а также занимает значи­тельное место и в современной науке, продолжая модифицироваться и совершенствоваться.