Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Наблюдение в современной наукеПримером еще одной важной проблемы является сложность выделе­ния самого объекта наблюдения, установление единиц членения наблюда­емого явления. В современных поведенческих науках, осуществляющих т.н. этологический анализ, достаточно трудной задачей оказывается вы­деление элементарных единиц поведения у тех или иных объектов изуче­ния (поведения человека, животных), а также определения более сложных динамических комплексов, структурно завершенных сообщений и т.п. Без предварительной разметки сложного явления невозможно осуществить само научное наблюдение. Наконец, укажем на круг проблем, связанных с особенностями совре­менных инструментальных наблюдений. Я. Хакинг, анализируя методики микроскопирования, указывает, что процесс наблюдения через микроскоп лишь весьма отдаленно похож на обычное смотрение, или восприятие. Это скорее, «делание», включающее технику препарирования, манипуляции с объектом. Наблюдать через микроскоп — значит применять сложные и специфические навыки, ведь картина, открывающаяся в световых и про­чих микроскопах, совершенно не похожа на обычные макроскопические изображения, что требует привлечения специальных усилий (выявления артефактов, интерпретации, сравнения данных и т.п.)1. Приведенные примеры показывают, что проблематика наблюдения самобытна и сложна; она отсылает к кругу специфических теоретико-ме­тодологических вопросов.

В связи с усилением значимости экспериментального метода, начавше­гося в Новое время, наблюдение как неинтенсивный метод исследования, неуклонно сдавало свои позиции и постепенно отошло на задний план в структуре научной методологии. Однако в XX в. методология наблюде­ния вновь стала возвращать свое положение. В философии науки тоже происходит возрождение интереса к наблюдению, особенно в последние десятилетия XX в. Реабилитация наблюдения связана с выявившимися огра­ничениями экспериментального метода и, наоборот, с некоторыми достоин­ствами наблюдения. Так, эксперимент как метод интенсивного вмешатель­ства в изучаемый объект приемлем далеко не всегда, ведь часты и те ситуации, которые требуют как раз сохранения объекта в неприкосновен­ности, в его естественном состоянии (как, например, в поведенческих на­уках). Далее, наблюдение оказывается единственно возможным видом эмпирического исследования в случае изучения отдаленных объектов, а, скажем, изучение космических процессов является сегодня важнейшим источником развития для современной физики (например, серьезные дан­ные в пользу общей теории относительности были получены именно в результате астрономических наблюдений). И наконец, в гуманитарных науках, где роль эксперимента по ряду известных причин вообще весьма ограничена, именно на наблюдении лежит важнейшая методологическая нагрузка. В том числе традиционно велика роль наблюдения в медицин­ских науках и, видимо, она всегда сохранится такой при любом состоянии технической оснащенности медицины.