Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

МоделированиеМоделирование (лат. modus — «мера, образ, способ») — один из важ­нейших общенаучных методов. Его особенностью является то, что здесь для изучения объекта используется опосредующее звено — в некотором смысле «представитель» исходного объекта, или объект-заместитель. Исход­ный объект исследования при моделировании называется оригиналом (про­тотипом), а объект-заместитель —моделью. В отечественной философско-методологической литературе наиболее четкое, ставшее общепринятым

определение предложил В.А. Штофф: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»1.

В этом определении зафиксированы сущностные черты метода моде­лирования:

1)  наличие объекта-посредника, замещающего оригинал;

2)  объект-посредник должен находиться с оригиналом в отношении ото­бражения, т.е. существенного сходства;

3)  изучение объекта-посредника должно быть эвристически плодотвор­но: оно должно приносить новую информацию об исходном объекте.

Моделирование издавна применялось в познании; еше античный мыс­литель Эмпедокл пытался объяснить функционирование дыхательной

системы животных, используя в качестве модели принцип действия водя­ного сифона, а английский врач XVII в. У. Гарвей представлял работу серд­ца и движение крови в системе кровообращения в виде механической модели. С начала Нового времени (XVI в.) метод моделирования посте­пенно приобретает все большее распространение, проникая во все отрас­ли научного знания.

Осознание общенаучной значимости этого метода происходит в XX в. под влиянием успехов кибернетики, продемонстрировавшей возможности создания и изучения систем, являющихся функционально сходными, хотя и реализованных на разных материальных носителях. Активное обсуждение общеметодологической значимости моделирования началось со статьи Н. Винера и А. Розенблюта «Роль моделей в науке» (1946) — ученых, непо­средственно стоявших у истоков кибернетики. Период 50-70-х гг. XX в. в связи с расцветом кибернетики и использованием системного подхода озна­менован особенно интенсивной разработкой проблематики моделирования как в мировой, так и в отечественной научной и философской литературе. Сейчас, хотя пик интереса исследователей к этой теме пройден, в фило­софии и методологии науки важное значение моделирования общепри­знано, а сам метод моделирования надежно занимает свое заслуженное место в научном познании. Термин «моделирование» сегодня ассоцииру­ется прежде всего с использованием математических методов для реше­ния научно-практических задач, когда вместо непосредственного манипу­лирования объектом изучают его математический «образ», решая с исполь­зованием компьютерных технологий сложные вычислительные задачи. Но круг тем, охватываемых методами моделирования, гораздо разнообраз­нее; например, использование деловых игр в социальных исследованиях, в педагогике и т.п. тоже является видом моделирования. Методы и прие­мы моделирования получили сегодня широкое распространение во многих областях научно-практической деятельности. Само понятие модели сейчас трактуется чрезвычайно широко. Задачей настоящего параграфа является не выявление всех возможных смыслов по­нятия «модель», а описание специфического метода моделирования.