Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Объективность измеренияДля иллюстрации круга проблем, относящихся к теоретическому обеспечению измерения, можно указать на различие измерительных проце­дур для величин экстенсивных и интенсивных. Экстенсивные (или адди­тивные) величины измеряются с помощью более простых операций. Свой­ством аддитивных величин является то, что при некотором естественном соединении двух тел значение измеряемой величины полученного объеди­ненного тела будет равняться арифметической сумме величин составляю­щих тел. К таким величинам относятся, например, длина, масса, время, элект­рический заряд. Совершенно другой подход требуется для измерения величин интенсивных, или неаддитивных. К таким величинам относятся, на­пример, температура, давление газа. Они характеризуют не свойства еди­ничных объектов, а массовые, статистически фиксируемые параметры кол­лективных объектов. Для измерения подобных величин требуются особые

правила, с помощью которых можно упорядочить область значений интен­сивной величины, построить шкалу, выделить на ней фиксированные зна­чения, задать единицу измерения. Так, созданию термометра предшествует совокупность специальных действий по созданию шкалы, пригодной для измерения количественного значения температуры. Измерения принято делить на прямые и косвенные. При проведении прямого измерения результат достигается непосредственно, из самого процесса измерения.

При косвенном же измерении получают значение каких-то других величин, а искомый результат достигается с помощью вычисления на основании определенной математической зависимости между данными величинами. Многие явления, недоступные прямому из­мерению, такие как объекты микромира, удаленные космические тела, могут быть измерены только косвенным способом. Важнейшей характеристикой измерения является объективность достигаемого им результата. Поэтому нужно четко отличать собственно измерение от других процедур, поставляющих эмпирическим объектам какие-либо численные значения: арифметиза-ции, представляющей собой произвольное количественное упорядочива­ние объектов (скажем, приписыванием им баллов, каких-либо номеров), шкалирования, или ранжирования, основанного на процедуре сравнения и упорядочивающего предметную область достаточно грубыми средства­ми, часто в терминах т.н. нечетких множеств. Типичным примером такого — ранжирования является система школьных оценок успеваемости, кото­рая, конечно, не является измерением.