Итак, в зависимости от степени специализации используемых методов методологический арсенал науки содержит как конкретные приемы работы, техники и методики, гак и некоторую совокупность более общихрегулятивных принципов и положений. В методологическом арсенале, т.о., можно выделить по меньшей мере две составляющие:
1) совокупность приемов, алгоритмов, техник, которую можно назвать
оперативной составляющей научной методологии;
2) совокупность регулятивных установок, которую можно назвать регулятивной составляющей.
Эти компоненты и функционируют совместно и взаимодействуют. Любая оперативно-процедурная структура науки действует в охватывающем ее контексте регулятивов, и наоборот, регулятивные принципы науки должны быть реализованы в конкретных исследовательских приемах. Регулятивные элементы присутствуют в каждой области описанной
выше многослойной методологической структуры. Например, область предельно общих установок и принципов научного познания целиком укомплектована именно регулятивами. Но и для общенаучных методов научного познания тоже имеются свои регулятивы (например, для эксперимента вообще и для его конкретных разновидностей в различных науках); то же касается частнонаучных методов и специальных методик. Регулятивная составляющая научного познания требует особого анализа. Интерес к ней связан с тем, что методологические регулятивы непосредственно участвуют в динамике научного познания, способствуют изменению и обновлению науки. Когда обнаружилось, что не существует единого однозначного научного метода (см. § 0.7), первостепенную значимость приобрел вопрос о внутренних законах функционирования научного поиска, механизмах его самокоррекции и саморегуляции.
В отечественной философско-методологической литературе проблемы регулятивной составляющей научного познания разрабатывались в значительной мере как тема идеалов и норм научного познания. Этот термин восходит прежде всего к работам B.C. Степина и его коллег. Сфера идеалов и норм включает в себя многообразие регулятивов. Так, согласно B.C. Степину в ней можно выделить следующие группы:
1) идеалы и нормы объяснения и описания;
2) идеалы и нормы доказательности и обоснованности научных знаний,
3) идеалы и нормы построения и организации научных знаний.