Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Методологические регулятивыИтак, в зависимости от степени специализации используемых методов методологический арсенал науки содержит как конкретные приемы рабо­ты, техники и методики, гак и некоторую совокупность более общихрегу­лятивных принципов и положений. В методологическом арсенале, т.о., можно выделить по меньшей мере две составляющие:

1)  совокупность приемов, алгоритмов, техник, которую можно назвать

оперативной составляющей научной методологии;

2)  совокупность регулятивных установок, которую можно назвать регу­лятивной составляющей.

Эти компоненты и функционируют совместно и взаимодействуют. Любая оперативно-процедурная структура науки действует в охватываю­щем ее контексте регулятивов, и наоборот, регулятивные принципы нау­ки должны быть реализованы в конкретных исследовательских приемах. Регулятивные элементы присутствуют в каждой области описанной

выше многослойной методологической структуры. Например, область предельно общих установок и принципов научного познания целиком укомплектована именно регулятивами. Но и для общенаучных методов научного познания тоже имеются свои регулятивы (например, для экспе­римента вообще и для его конкретных разновидностей в различных на­уках); то же касается частнонаучных методов и специальных методик. Регулятивная составляющая научного познания требует особого ана­лиза. Интерес к ней связан с тем, что методологические регулятивы не­посредственно участвуют в динамике научного познания, способствуют изменению и обновлению науки. Когда обнаружилось, что не существует единого однозначного научного метода (см. § 0.7), первостепенную зна­чимость приобрел вопрос о внутренних законах функционирования науч­ного поиска, механизмах его самокоррекции и саморегуляции.

В отечественной философско-методологической литературе пробле­мы регулятивной составляющей научного познания разрабатывались в значительной мере как тема идеалов и норм научного познания. Этот термин восходит прежде всего к работам B.C. Степина и его коллег. Сфе­ра идеалов и норм включает в себя многообразие регулятивов. Так, со­гласно B.C. Степину в ней можно выделить следующие группы:

1)  идеалы и нормы объяснения и описания;

2)  идеалы и нормы доказательности и обоснованности научных знаний,

3)  идеалы и нормы построения и организации научных знаний.