Владимир Мономах

Очередной блог BlogLit.ru

Показания к моделированиюМетод моделирования применяется в тех ситуациях, когда по какой-либо причине исследователю предпочтительно заменить непосредствен­ное изучение исходного объекта его моделью. Это ситуации, в которых прямое манипулирование с оригиналом либо крайне затруднительно, либо

неэффективно, либо вообще невозможно. Такие случаи достаточно рас­пространены в современной науке. Примерами ситуаций, в которых пока­зано применение моделирования, могут служить:

1)  многие виды медико-биологических исследований, объектом которых должен служить человек, что недопустимо по этическим причинам;

2)  технические испытания различных дорогостоящих объектов: судов, самолетов, зданий и т.п. (которые вполне могут быть заменены моде­лями-макетами, воспроизведением отдельных частей);

3)  недоступные во времени или в пространстве объекты и процессы (уда­ленные космические тела, процессы далекого прошлого);

4)  отсутствие возможностей изучить объект целиком (массовые явления, которые подлежат изучению лишь на выборочных примерах);

5)  другие случаи подобного рода, когда вместо оригинала исследователь строит или подыскивает подходящую модель: лабораторных живот­ных — вместо человека, крыло самолета в аэродинамической.трубе —

вместо целого самолета, репрезентативную выборку для социологиче­ского опроса — вместо опроса всего населения, математическую модель колебания цен в каком-то периоде исторического прошлого и т.п.

Этапы и структура моделирования

Процесс моделирования включает в себя следующие шаги:

1)  построение модели;

2)  изучение модели;

3)  экстраполяцию — перенос полученных данных на область знаний об

исходном объекте.

На первом этапе при осознании невозможности или нецелесообразно­сти прямого изучения объекта создается его модель. Целью этого этапа является создание условий для полноценного замещения оригинала

объектом-посредником, воспроизводящим его необходимые параметры.

На втором этапе производится изучение самой модели, настолько детальное, насколько это требуется для решения конкретной познава­тельной задачи. Здесь исследователь может осуществлять наблюдения за поведением модели, проводить над ней эксперименты (модельный эк­сперимент), осуществлять измерение или описание ее характеристик. Это зависит от специфики самой модели и от исходной познаватель­ной задачи. Целью второго этапа является получение требуемой ин­формации о модели.